За порог детства

porog-detstvo

Пора полового созревания

Медленно, постепенно растёт, развивается, взрослеет человек. Но есть в этом плавном движении определенные рубежи, разделяющие детство и юность, зрелость и пожилой возраст. Вот и вы, старшеклассники, ступили -за порог детства, в юность.
Это один из важнейших (и очень нелегких!) возрастных этапов человеческой жизни: пора полового созревания. В организме идет серьезнейшая перестройка, затрагивающая все внутренние органы и системы, в том числе и нервную. Решающая роль в этой перестройке принадлежит гормонам половых желез, которые вырабатываются под влиянием определенных участков головного мозга.
Сначала это отражается на поведении, характере мальчиков и девочек: они становятся резкими, капризными, нервными. Быстро устают, раздражаются из-за пустяков, беспричинно хохочут или плачут, грубят. Сидят в классе — а мыслями неизвестно где, глаза совершенно отсутствующие. Заметно меняется и внешность.
От 4 до 10 лет дети в среднем вырастают на 5 см в год, после 10 лет, эта цифра увеличивается вдвое, а то и ещё больше. У мальчиков ломается голос, пробиваются усики. Девочки, длиннорукие, длинноногие нескладехи, чуть ли не на голову переросшие своих мам, округляются, становятся мягче, женственнее.
Есть и другие явления, говорящие о половом созревании, у одних они наступают чуть раньше, у других позже... Девочка превращается в девушку, мальчик — в юношу.
Период полового созревания длится обычно 3 — 4 года. Это очень ответственное время, во многом определяющее будущее здоровье человека, а значит, и его судьбу. Сложный процесс возрастной перестройки поглощает много внутренней энергии, и на какой-то срок снижает выносливость, уменьшает защитные силы организма. В период созревания организм особенно восприимчив к разного рода заболеваниям. Очень важно как раз в это время поддержать, укрепить его.
Маленькие дети во всем зависят от родителей. Когда вставать, когда обедать, когда садиться за уроки или отправляться гулять — все под строгим контролем мамы, бабушки или учителя, если ребенок на «продленке». Но старшеклассники более самостоятельны. Им уже самим приходится следить за режимом труда и отдыха. Один, придя из школы, разогреет оставленный мамой обед, а то еще и сам что-то приготовит. Другой проглотит на ходу бутерброд или холодную котлету и отправится по своим делам. Один упорно делает по утрам зарядку, принимает холодный душ. Другой вскакивает в последнюю минуту и бежит в школу не позавтракав и даже, бывает, не умывшись.
Когда человек молод, кажется, весь мир распахнут перед ним, все пути открыты. Каким он станет, сохранит ли свои духовные и физические силы для настоящего, большого дела или растратит попусту, по мелочам — в значительной мере решается именно сейчас, в молодости, когда формируется характер, приобретается специальность, определяется круг интересов и развлечений. Очень во многом судьба человека зависит от того, сбережет ли он смолоду здоровье. Это — фундамент всех будущих достижений, учебы, работы, даже личного счастья. Здоровья не замечаешь, когда оно есть, но горько сожалеешь, когда оно уходит. Разумное, бережное обращение со своим организмом, создание для него наиболее выгодных, благоприятных условий, правильный образ жизни, соблюдение требований гигиены труда, отдыха, быта и, конечно, физические упражнения, начиная от обыкновенной зарядки и кончая любым видом спорта,— вот что необходимо всем людям, а подросткам — в особенности. Юным свойственно переоценивать свои силы. Они уверены, что молодую свежесть и энергию без всяких трудов и забот удастся сохранить на долгие годы, что недуги — удел старости. А ведь это совсем не так! Все знают, что на производстве для подростков сокращен рабочий день. Почему? Неужели высоченный, плечистый шестнадцатилетний парень или крепкая девчонка слабее и должны меньше работать, чем, скажем, женщина пенсионного возраста? Да, это так. В 15—17 лет человек ещё растёт, и развивающийся организм особенно уязвим ко всем неблагоприятным воздействиям, остро реагирует на отсутствие свежего воздуха, нерегулярное питание, недостаток сна, большие физические и умственные нагрузки. Вот почему подростки так часто жалуются на усталость, плохое самочувствие, головные боли, хотя, в общем-то, вполне здоровы. Этого бы не случилось, если разумно организовать свой день, свою неделю. Конечно, учебная нагрузка в старших классах возрастает. Но это не значит, что можно отказаться от утренней зарядки, прогулок, занятий спортом. Физкультура, нужная и полезная каждому, прямо-таки жизненно необходима при возросшей нагрузке. И чем больше работает человек, чем плотнее забит его день делами, обязанностями, тем большую потребность испытывает он в дружеской, активной поддержке физкультуры. Доказано, что именно работа мышц создаёт наиболее благоприятные условия для деятельности мозга: с усилением кровообращения (а это — прямое следствие физических упражнений) мозгу притекает больше крови, он обильнее питается и легче справляется со своими обязанностями. А значит, человеку лучше работается, он быстрее схватывает суть, крепче запоминает, оригинальнее мыслит. Кстати, почти все великие писатели, учёные, художники считали и считают физкультуру верным помощником в своей деятельности, источником творческих сил и жизнерадостности. Биологическая природа человека требует движений, так же как воздуха, пищи, воды. Систематический их недостаток неминуемо из года в год подтачивает сердце. Чтобы утолить естественный физический голод организма, нужно как можно больше двигаться, гулять, не лениться ходить пешком — это вызовет усиленный приток свежего воздуха в легкие, увеличит снабжение крови кислородом, улучшит обмен веществ, укрепит мышцы, связки, пополнит запасы сил, необходимых для любого дела. И дома, и на работе всегда должно быть много свежего воздуха. Не надо бояться часто открывать окно, полезно приучить себя заниматься и спать при открытой форточке. Вообще надо стараться ежедневно проводить на воздухе не меньше 1,5 — 2 часов. Всё в жизни нашего организма подчиняется строгому, размеренному ритму. Ритмично бьется наше сердце, ритмично работают легкие, ритмично должны чередоваться труд, отдых, еда, сон. Человек обладает большим запасом прочности — долгое время он может обходиться без сна, без пищи. Но и этот запас имеет свои границы. Существует предел выносливости нервной системы: если систематически переутомляться и не восстанавливать сил,— неизбежен срыв, катастрофа. Особенно неразумно поступают те, кто экономит на сне. Да, можно выгадать таким манером час, два, даже больше, но неизбежно потеряешь потом целые дни, когда усталый, невыспавшийся, разбитый будешь сидеть над книгой, безуспешно пытаясь сосредоточиться. Хроническое недосыпание неизбежно вызывает истощение нервной системы, снижение продуктивности труда. Научно установлено, например, что у человека, который на протяжении длительного времени засыпает всего на 3 часа позже обычного, память ослабевает наполовину. Старшеклассникам надо спать никак не меньше 9 — 9,5 часов.
Однако всё хорошо в меру. Тот, кто слишком много спит, пассивен, вял, ленив.

Продолжение следует...

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

© 2021 Выбор пути // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru