Планы поиска выхода из кризиса

dorogi-krizis

Помогут ли выбраться из кризиса налоги на богатых

Наше недоверие к экономической политике, которую проводит правительство создаёт альтернативные рецепты возрождения экономики. В Москве был рассмотрен новый антикризисный план Б, который должен ввести ручное управление отраслями через Комитет эффективности, возглавляемым В. Путиным. Дополнительно, имеется предложение отменить сочинение разнообразных «Стратегий-2020» и резко произвести увеличение налогов на богатых.

До последнего времени эксперты могли обсуждать только 2 альтернативных пути спасения экономики:

— продолжение нынешнего курса: урезать государственные расходы, таргетирование инфляции, проведение жёсткой кредитной политики,

— переход к рецептам Столыпинского клуба и советника президента С. Глазьева, предполагающие целевое кредитное стимулирование инвестиций на стратегических направлениях.

Институтом народно-хозяйственного прогнозирования РАН, в лице В. Сальникова, руководителя направления Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования предложен 3 -ий антикризисный вариант.

Третий антикризисный вариант включил в себя 4 основных направления:

— создание президентского Комитета эффективности,

— объявление налоговых суперканикул для новых предприятий,

— повышение налогов на богатых,

— масштабирование успешного опыта компаний, регионов и ведомств.

Новый Комитет эффективности должен напрямую подчиняться президенту. Этот комитет должен заниматься оценкой потенциала роста эффективности крупнейших секторов и компаний и вести разработку для них программ повышения эффективности.

У В. Сальникова имеется предложение для президентского комитета заниматься оптимизацией всей транспортной системы страны. Целью революции эффективности на транспорте является ежегодная экономия 100–200 млрд. рублей в течение ближайших 5 лет. Ключом к такой экономии должно явиться использование данных о перемещении мобильных телефонов для реконфигурации общественного транспорта и строительства новой инфраструктуры на всех уровнях – город, район, регион, страна.

Налоговые суперканикулы предполагают собой полное освобождение от уплаты налогов на производство и имущество в течение 10–15 лет. Но эта льгота должна быть предоставлена только для новых производств –«greenfield» продукции, не имеющей аналогов в России. При этом допускаются дополнительные стимулирующие льготы для продукции инвестиционного назначения.

В. Сальников считает, что в стране есть эффективные институты развития. Необходимо найти их и в 10 раз увеличить их ресурсы. Компании-лидеры должны начинать с властями активные интерактивные диалоги для изменения текущей промышленной политики. А депрессивные регионы обязаны начинать перенимать опыт успешных субъектов России. Всё это должно стать исполнением 4 пункта плана – масштабирование.

В отличие от программы Столыпинского клуба новый антикризисный план не вносит изменения в денежно-кредитную политику, в выбор приоритетов развития или изменений в валютной политике. Если, план Столыпинского клуба предполагает утверждение национальной стратегии экономического развития страны с последующим переходом на отраслевые, региональные и кластерные стратегии, увязанные в единую систему, то Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования считает, что большие и комплексные программы — Стратегия 2020 и экзерсисы Cтолыпинского клуба и других – не тот путь.

Потенциалы роста, по оценке Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, имеют химический, агропромышленный, машиностроительный, строительный комплексы. Имеется потенциал роста эффективности на транспорте, в ЖКХ, в сфере услуг, включая и государственные.

3 — ий антикризисный план от Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования может оказаться не последним. Предложения по оживлению экономики собираются обсуждать и в Российской академии наук, а в Институте народно-хозяйственного прогнозирования проведён ряд заседаний, которые посвящены вопросам восстановления экономического роста. Предложения по оживлению экономики институт представит в Российскую академию наук в марте 2016 года.

Экономисты указывают на принципиальные ошибки в антикризисном плане правительства. «Разделение антикризисного плана на две части выглядит неудачной идеей. Такой подход увеличивает риск, что краткосрочные меры сведутся просто к выделению денег проблемным отраслям, которые сокращают производство не первый год, без разработки какой-либо внятной промышленной политики. При этом реализация структурной части плана может быть признана несрочной и в очередной раз будет отложена в долгий ящик», – подчеркнул директор Центра развития Высшей школы экономики Н. Акиндинова.

А в целом экономисты, сочинение стратегий-2020 и -2030, назвали бессмысленным занятием. И это правильно.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

© 2021 Выбор пути // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru